Художественный мир Франца Кафки
Для того, чтобы понять художественный мир Кафки, необходимо, прежде всего, понять, что Франц Кафка весьма экстраординарный писатель. Не исключено что он был наиболее странным среди всех своих современников. Он относится к тем писателям, творчество которых сложно понять обывателю, а еще сложнее раскрыть его. Прежде всего, это объясняется тем, что его прижизненная и посмертная судьба своей неординарностью ничуть не уступает его произведениям. Некоторые видят в нём иудейского вероучителя, кто-то — пророка, кто-то — авангардиста, а кто-то – и вовсе консерватора. Можно попробовать найти ключ к его тайнам в психоанализе, или в семиотическом анализе, однако, как показывает практика, Кафка всегда словно ускользает из границ чёткого мироощущения.
Разрушение художественных традиций
В зрелости мастер застал период становления яркого, шумного и протестующего экспрессионизма. Возможно поэтому Кафка, как и экспрессионисты, в своём творчестве разрушал традиционные художественные понятия и структуры. Но его творчество нельзя отнести к определённому литературному направлению, скорее он сталкивается с литературой абсурда, но также только «извне». Кроме того, стиль произведений Кафки абсолютно не совпадает с экспрессионизмом, его изложение подчёркнуто отчуждённое, аскетичное, в нём присутствует алогичность, которую автор использует как стилистический приём для «украшения» своих произведений. Поэтому о Франце Кафке можно говорить, как о писателе отчуждения. Такая черта была свойственна литературе ХХ века, и в полной мере проявилась в его творчестве. Философия жизни автора стали отчуждение и одиночество. На что, безусловно, повлияли события в его личной жизни. Это и не сложившиеся отношения с отцом, и уход от реальности и конфликт между реальным миром и миром внутренним. Чтобы хоть как то существовать, писатель создал ирреальный фантастический мир, в котором особенно ярко прослеживается бессмысленность однообразной и серой жизни. Фантастика в его произведениях, является как бы реальным миром, который не сопровождаются интересными и красочными поворотами сюжета, более того, он воспринимается обыденно.
Человек в произведениях Кафки.
В работах Франса Кафки не существует связи между человеком и миром. Он описывает мир, враждебный для человека, в котором господствует зло и власть его безгранична. Это зло разъединяет людей, вытравляет в человеке чувство сопереживания, любовь к ближнему и само желание помочь ему, пойти навстречу. В мире Кафки, человек — глубоко страдающее, незащищенное и слабое существо. И зло в облике судьбы повсюду подстерегает его. Свои мысли писатель подтверждает не столько психологией персонажей, ибо характеры его героев психологически скудны, сколько самой ситуацией, положением, в которое они попадают. Отталкиваясь от философии Фридриха Ницше, Франц Кафка чрезвычайно трагично и пессимистично оценивал человека как жертву судьбы, которая обречена на одиночество, страдания и муки. Прежде всего, он отказался от рационального познания мира и считал, что лишь интуитивное восприятие верно. Именно из-за этого писателя считают родоначальником литературы абсурда и чуть ли не первым экзистенциалистом в мировой литературе.