Макс Фрай о «Голодаре»
В творчестве Кафки есть рассказ об умении голодать, возведенном в ранг эстрадного искусства, что ведет за собой целое феноменальное шоу.
В рассказе люди начали говорить о загадочной личности Голодаря и ходили смотреть на него, как на собачонку в клетке. Популярность несчастного артиста резко возросла. В хорошую погоду его клетка стояла на улице и «представлением» наслаждались дети.
Через долгих 40 дней голодания собирался полный зрительный зал народу. Клетку выносили на сцену, врач осматривал артиста, сообщал всем о его хорошем самочувствии, двое зрителей помогали Голодарю выйти из клетки. Но в рассказе несчастный герой погибает, не выдерживает одиночества и своей невостребованности. Он говорит перед своей смертью, что смог бы есть как все люди, если бы нашел еду себе ПО ВКУСУ. Можно долго разглагольствовать о метафоричности и философии этого выражения, однако скажем, что речь тут идет о голоде духовном.
Можно мало читать не от ненависти к чтению, а от того, что не найдешь нужную книгу, до самой смерти не знать великолепных шедевров искусства. Возможно, что у Кафки слово «голод» — ассоциация со словом «жизнь». Каждый творческий человек, как и сам Кафка, испытывает голод к жизни, голод к желанию творить!
У всякого голодания есть свои последствия, не всегда хорошие и свой предел. Как и в рассказе, после смерти главного героя в его клетку сажают молодого леопарда. Возможно, что у Кафки это добрый знак, символ благородства и душевной свободы. Сильное тело всегда носит свою свободу с собой. И если ты голоден чем то, не отчаивайся, не теряй надежду, не хнычь, а просто ищи себе необходимую пищу по вкусу – книги, музыку, картины! Мир полон пищи для твоей изголодавшейся души!