Притча от Франца Кафки
Аллегоричность в творчестве Кафки можно достаточно ярко продемонстрировать на примере притчи «Мост». Текст Кафки может иметь много трактовок, в том числе и прямо противоположных. Одни и те же подробности им мастерски заменяются на аллегорическое сравнение и фантастическое тождество. Подробности, которые позволяют произвести такую замену словом, являются отличительной особенностью стиля Кафки.
Писатель пытается создать художественный мир, где не действуют причинно-следственные связи, а даже если и присутствуют, то их нельзя раскрыть. В притче «Мост» неразрешимые парадоксы отсутствуют, однако изображенная ситуация выступает в качестве неразрешимого сознанием парадокса. Текст уже теряет свою нарочитую афористичность и парадоксальность, а за счет описания деталей становится более доступным и в некоторой степени будничным. Такое сочетание лишь подчеркивает абсурдизм ситуации и восприятия.
Интересна и легенда-притча Кафки «Перед законом». Как и в большинстве рассказов писателя можно считать, что она не имеет окончания. Легенда хранителя врат так и остается открытой, как и оставляет множество вариантов развития сюжета. странник мог не слушать запрета, тем более врата были открыты и пройти в них. что могло ожидать странника внутри? Какими бы оказались стражи и что вообще этим хотел сказать автор?
Легенда хранителя врат могла рассматриваться с религиозной позиции — невероятное сгущение мудрости и религиозных элементов и мотивов. Такие понятия как закон являются употребительными метафорами, особенно характерными для еврейского закона. Вероятно в этой притче-легенде Кафка хотел показать свое религиозное толкование.