Кафка и Достоевский
Как считала французская писательница Натали Саррот, все романы разделяются по следующему принципу. Романы, подобные произведениям Достоевского, образуют группу психологических, а к романам положений относятся тексты Кафки. В то же время Роже Гренье говорит о том, что существующая реальность находит отражение скорее в пророческих романах Кафки. Особенно заостряет писатель на ситуации в СССР. По мнению, Гренье именно там особенно заметен принцип «homo absurdus».
Мир современного человека оказался раздавленным цивилизацией. И тут актуальными становятся мысли и размышления Кафки, его послания, заветы, изложенные в текстах. Достоевский открыл множество путей к исследованию психологии человека, Кафка проложил только одну тропу познания. Преодолевая ее, мы окунаемся в мир противоречий, даже некоторой брезгливости к происходящему и одновременно удовлетворения.
Именно от Достоевского Кафка получил так называемую «эстафетную палочку». Несмотря на то, что их противопоставляют, в творчестве этих двух писателей воплотилось много общего. Если цель героев Достоевского – достижение всеобщего взаимопонимания, то герои Кафки движутся ставят перед собой более скромные задачи, возможно, даже эгоистичные, но ведущие намного дальше, чем кажется на первый взгляд.
Натали Саррот утверждает, что именно «Записки из подполья» Достоевского послужили для Кафки отправной точкой. Героя «Записок…» загоняют в угол, где он мечется, где ему тесно. В творчестве Кафки этот мир приобретает огромные масштабы, он полностью поглощает его героев, становится ужасным кошмаром, происходящим наяву. И если у Достоевского выход из этой бездны был намечен, то у Кафки нет выхода.