Буржуазный индивид
Его расцвет сопровождался полным раскрытием буржуазного индивида, который рассматривал мир и жизнь как арену для зрелищ и стремился «пережить» больше сенсаций и происшествий, чем могли предложить ему обычно узкие и безопасные рамки его собственной жизни. Все эти романисты, изображая мир реалистично или выдумывая другие, фантастические миры, постоянно конкурировали с действительностью.
Ныне этот классический роман кончился, придя к одной — особенно развитой в Америке — форме романа-репортажа, что вполне закономерно, если учесть, что никакая фантазия больше не в состоянии конкурировать с реальностью сегодняшних событий и судеб.
Дополнением к безоблачному спокойствию буржуазного мира, где индивид требовал от жизни положенной ему доли, хотя событий и сенсаций ему всегда недоставало, были великие люди, гении и исключения, которые в глазах тех же буржуазных индивидов представляли собой великолепные и таинственные инкарнации чего-то сверхчеловеческого, что можно было бы назвать «судьбой», как в случае Наполеона, или «историей», как в случае Гегеля, или Божьей волей, как в случае Кьеркегора, утверждавшего, что Бог хотел наказать его в назидание другим, или «необходимостью», как в случае Ницше, который так и называл себя: «необходимость».